Мир цвета радуги, беспроблемный, простой, светлый, радостный,
бесконечно добрый – таким нам, взрослым, и родителям, и педагогам,
хочется видеть мир ребёнка. А когда вдруг оказывается, что в этом мире
много совсем других оттенков цвета, что в нём есть место раздумьям о зле
и его природе, о несправедливости, горе, страхе и смерти, мы теряемся.
Так нужно ли постоянно ограждать ребёнка от неприятных переживаний?
Давайте внимательно присмотримся к тому, какая напряжённая работа
происходит в душах наших детей в тот период их жизни, когда они начинают
использовать тёмные и мрачные краски.
- Смотрите, вот мои краски, кисти настоящие, карандаши! – с гордостью
демонстрирует мне свои сокровища мой новый ученик шестилетний Слава.
- А почему у тебя в коробке только десять баночек, две потерял? – спрашиваю я.
- Нет, не потерял! Мама их выкинула, сказала, что мне они не понадобятся.
- А вы что, не знаете о том, что детям нельзя давать тёмные краски? –
смотрит на меня укоризненно профессиональная художница Лена, мама Славы.
– Чёрные, тёмно-коричневые цвета негативно влияют на психику ребёнка!
Так психологи говорят!
Действительно, в среде педагогов изобразительного искусства немало людей разделяют подобное мнение.
- Детям нельзя пользоваться тёмными красками! Это мнение авторитетных
психологов, мировых светил! – уверенно заявляют они, но, ни одного имени
авторитетного психолога назвать не могут.
В течение десяти лет я была постоянным участником российских и
международных семинаров по проблемам творческого развития детей, на
которых мне посчастливилось познакомиться с ведущими специалистами,
психологами, педагогами, искусствоведами России, Японии, Болгарии. Но не
в одном выступлении, ни в одной из многочисленных прочитанных мною книг
и статей, мне не удалось найти подтверждения этого расхожего мнения.
Мир цвета радуги, беспроблемный, простой, светлый, радостный, бесконечно
добрый – таким нам, взрослым, и родителям и педагогам, хочется видеть
мир ребёнка. А когда вдруг оказывается, что в этом мире много совсем
других оттенков цвета, что в нём есть место раздумьям о зле и его
природе, о несправедливости, горе, страхе и смерти, мы теряемся.
Так нужно ли постоянно ограждать ребёнка от неприятных переживаний?
Давайте внимательно присмотримся к тому, какая напряжённая работа
происходит в душах наших детей в тот период их жизни, когда они начинают
использовать тёмные и мрачные краски. Страх остаться беспомощным и
одиноким, потерять свою мать не оставляет ребёнка всё раннее детство –
это первая тёмная краска в его жизни. И от поведения родителей ребёнка
зависит то, появится ли доверие к миру, или навеки останется ощущение
потерянности и одиночества. А в четыре года, когда дитя осознаёт свою
относительную независимость от матери и самостоятельность, в духовную
жизнь ребёнка врывается новая, ещё более мрачная краска – интерес к
смерти.
В этот период жизни ребёнка включается очень древняя врождённая
программа, связанная напрямую со способностью к выживанию. Как и через
какие действия происходит инсталляция врождённой программы, какие новые
способности мы получаем в результате правильной её установки, что
произойдёт с личностью ребёнка, если установка врождённой программы
произошла с ошибками? Об этом мне хотелось бы поговорить и поспорить с
родителями и педагогами в этой статье.
Инсталляция древней программы
Первый блок: интерес к смерти
Добрую и милую, доселе невинную нашу детку вдруг начинает интересовать
то, что родителей приводит в настоящий шок! Ребёнка интересует смерть и
то, как она происходит. В это время он с любопытством наблюдает за
страданиями и болью других существ, слушает страшные сказки, смотрит по
телевизору жестокие разборки трансформеров и мутантов.
- Мы растим бездушное чудовище! – пугаемся мы, и отгоняем от экрана
дитятку, внимательно наблюдающего за смертями мультяшных героев.
Но если оберегать ребёнка от «страшилок», то он сам может убить бабочку,
растоптать муравьёв, затискать до смерти ящерицу или лягушку, и с
интересом наблюдать за тем, как они мучаются и умирают. Постепенно
ребёнок приходит к пониманию того, что он и сам смертный, так появляется
страх смерти, механизм психики, необходимый для выживания в опасном
мире. Этим завершается первый этап установки врождённой программы.
Сбой инсталляции 1-го блока врождённой программы
Что произойдёт, если вам из лучших побуждений удастся остановить
процесс, загнать в глубь подсознания пугающий вас интерес ребёнка?
Интерес к смерти вырвется наружу позднее, в опасном подростковом
возрасте, или сохранится на всю жизнь. Время от времени мы сталкиваемся с
немотивированной жестокостью подростков, которые мучают и убивают кошек
и собак, а иногда и людей, лишь затем, чтобы удовлетворить своё
любопытство, своё стремление разобраться с загадкой смерти. Подросток
своё неудовлетворённое любопытство может направить на себя самого,
попытки самоубийства это не только отчаяние, доведённое до предела, это
ещё и жгучее любопытство: каково это умереть, что ждёт меня после
смерти?
Второй блок: поиск врага
Следующий этап – это период изучения тех, кто может причинить смерть.
Ребёнок стремится понять, кто его враг, узнать о его повадках,
привычках как можно больше. Напоминаю, что инсталлируется очень древняя
программа, и форма ячеек нашей психики, куда будет вливаться собранная
ребёнком информация, создавалась природой в очень отдалённые времена.
Поэтому в качестве врагов ребёнка будут интересовать не по настоящему
опасные автомобили и педофилы, а хищники, которых увидеть городской
ребёнок может только в зоопарках и на картинках.
Интенсивная работа, происходящая в душе ребёнка, не может не сказаться
на его творчестве. В этот период, дети с особым интересом рисуют опасных
и страшных животных, в том числе вымерших динозавров, делают акцент на
клыках, когтях, жалах, горящих глазах. Для работы используют тёмные
оттенки, резкие сочетания цвета. Наряду со злыми героями в рисунках
детей появляются добрые защитники, которых они пишут светлыми и нежными
цветовыми переходами. Если раньше большинство детей использовали в своём
творчестве цвет лишь в его декоративном качестве, по принципу:
красиво-некрасиво, то, именно с выполнения этих заданий, цвет дети
начинают использовать как мощное средство для передачи своих эмоций и
чувств.
Любимыми сказками, которые дети готовы слушать бесконечно в этот период
детства, являются «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», в которых
маленькие и беззащитные герои погибают, но случается чудо: на помощь
спешит сильный и справедливый взрослый – охотник, мать-коза, и вырывает
беспомощную жертву из лап смерти. Враг, как символ зла обязательно
уничтожается.
Духовным приобретением второго этапа инсталляции врождённой программы,
является то, что ребёнок осознает, что в мире существует добро и зло.
Ребёнок понимает: не смотря на то, что иногда зло торжествует, добро всё
равно, в конечном счете, побеждает.
Сбой инсталляции 2-го блока врождённой программы
А основной ошибкой, которую совершают педагоги и родители ребятишек,
переживающих данный период детства, это стремление облагородить зло. Из
самых великодушных побуждений взрослые переделывают классические сказки,
которые кажутся им слишком жестокими, так, чтобы «и волки были сыты и
овцы целы», тем самым сбивают ребёнка с толку. Чем опасно подобное
облагораживание зла? В результате формируется личность, у которой нет
чётких нравственных установок, представления о добре и зле размыты. В
подростковом возрасте искажения, произошедшие при установке данного
блока врождённой программы, сказываются в том, что подросток постоянно
напрашивается на опасные приключения, вольно или невольно попадает в
смертельно опасные ситуации.
Третий блок: стратегии сохранения собственной жизни
Изучив метафорического врага, ребёнок начинает нарабатывать стратегии
сохранения собственной жизни. Через эти действия запускается третий блок
врождённой программы. Дети могут без устали наблюдать за котом Томом и
маленьким и смекалистым Джерри, радоваться за зайца в мультсериале «Ну
погоди!», смеяться над незадачливым волком.
Любимыми сказками в это время для малышей становятся те, где герой
попадает в опасные обстоятельства, но благодаря своим лучшим качествам:
смекалке, отваге, трудолюбию, спасается от смерти. Это сказки «Пряничный
домик», «Мальчик-с-пальчик», «Морозко». Любимые игры: догонялки,
прятки, от которых дети получают массу удовольствий.
Главным приобретением третьего блока врождённой программы является
осознание ребёнком того, что хоть он и смертен, но гибели можно
избежать, смерть можно перехитрить и обмануть! Только пройдя весь, такой
нелёгкий путь от начала до конца, ребёнок становится способным понять
то, что смерть - естественное явление, что все живые существа, достигнув
старости, умирают. Расскажите об этом своему ребёнку, и страх смерти,
приобретённый на первом этапе, заменится спокойным принятием законов
жизни.
Сбой инсталляции 3-го блока врождённой программы
Если из-за неуклюжего вмешательства взрослых или жизненных обстоятельств
третий блок программы был искажён, или не установлен вовсе, то в
подростковом возрасте подросток затевает то, что мы можем назвать играми
со смертью, не на символическом уровне, как в раннем детстве, а
всерьёз! Вступая в такие игры, подросток прекрасно осознаёт правила этих
игр, знает, что в случае проигрыша рассчитываться придётся собственной
жизнью. К этим страшным играм относятся: увлечение экстримом, участие в
бандах, связи с опасным миром криминала, азартные игры, потребность в
риске во всех его видах. Наркомания и алкоголизм – это тоже игры со
смертью.
Людмила Антипина в комментариях к статье: По образованию я
художник, но руковожу студией давно, поэтому не могу не задумываться о
том, что происходит с детьми, когда они выбирают ту или иную тему для
своих рисунков. У психологов, к сожалению, не могу найти ответы на все
возникшие вопросы. Интересно, что часто ответы находятся у этологов!
Поэтому я рекомендую вам обратиться к книге доктора биологических наук,
этолога Виктора Дольника "Непослушное дитя биосферы". Книга
увлекательная, меняющая многие представления о природе человека,
помогающая понять то, какие пружины управляют нашими спонтанными
поступками и проявлениями.
Сбои в инсталляции программы происходят постоянно! Потом мы удивляемся,
мы так старались ребёнку привить только добрые и светлые чувства, в чём
же дело? Почему дети успешные, из хороших семей, внезапно начинают
рисковать своей жизнью, попадая в опасные ситуации, почему так много
подростков-самоубийц? В чём наш просчёт? Я много думала об этом! Моя
статья не истина в последней инстанции, а версия возможного ответа,
основанная на концепции Дольника.
Вопрос: Это означает, что можно с младенчества показывать мультики с кровавыми сценами и страшилищами?
Людмила Антипина: С младенчества не стоит. Программа начинает
инсталлироваться в возрасте около 4-х лет. Чтобы удовлетворить
возрастную потребность ребёнка, не нужны кровавые сцены, достаточно
сообщить, что враг уничтожен, без описания жутких подробностей. С этим
хорошо справляются классические сказки!
В кровавых зрелищах, на мой взгляд, нуждаются те подросшие дети и
взрослые, у которых инстинкт самосохранения был установлен со сбоями и
нарушениями.